«Следует придавать воспитанию

большее жизненное значение,

нежели образованию»

 

Н.Пирогов

 

Просвещение и воспитание народа есть самая важная, самая неотложная задача каждой страны. Никакие губительные революции, никакие эксцессы невозможны там, где народ осознал свое значение в мироздании, свою ответственность и ясно видит смысл своего жизненного подвига. Только расширенный кругозор может исключить не только саморазрушительный застой, но и всякий фанатизм, будь то религиозный или революционный, и укажет планомерный путь развития.

В связи с этим  самая насущная задача-это воспитание детей и юношества. К сожалению, в современном обществе домашнее воспитание во многих семьях отсутствует. Многие высокие понятия совершенно вышли из обихода и заменились житейскими формулами легкого достижения пошлейшего благополучия и такой же известности.  Потому мы и сталкиваемся  сегодня с тяжким и беспризорным положение детей и юношества в смысле морального развития. А значит,  обязанность нравственного воспитания ложится на плечи школы, где дети будут получать ту духовную пищу, которая отсутствует в семьях.

Мы - учителя должны творить героев. Детям  необходимо дать  понять, что подвиг состоит в действенном служении миру. Поэтому преподавать детям уроки нравственности  нужно на жизнях героев всех веков и всех народов, излагать им сокровенные законы бытия в форме увлекательных рассказов и примеров из жизни всех царств природы. Конечно, лучше всего запоминаются детям уроки, представленные в виде маленьких пьес, где дети сами исполняют роли героев. Особенно следует поощрять детей высказывать свои мнения по поводу всего прочитанного, услышанного и увиденного ими, такие обсуждения заложат основу мышления.

Также необходимо вести занятия и игры, требующие особой внимательности. Ведь память есть, прежде всего, внимательность. Привычки слагают качества. Поэтому было бы хорошо предложить детям вести писание дневников так, чтобы в них отмечалось все хорошее, что было сделано за день, и все ошибки, которые были допущены. При этом, начиная новый день, пусть принимается решение не допускать в течение всего дня определенного поступка, например - грубости, лжи или раздражения, или же напротив утверждать особую внимательность, вежливость и т.д. Ведение такого дневника с целью самоанализа очень поможет искоренению нежелательных привычек и утверждению новых и полезных.

Насколько возможно, простыми доступными доводами утверждать в детях понимание личной ответственности за каждое побуждение, за каждую мысль и поступок. « Перо, упавшее из крыла птички, отзовется громом на дальних мирах». Отсюда явится понимание необходимости выполнения своего жизненного долга. Эти понятия должны лечь в основу воспитания молодого поколения.

Сила веры, сила любви есть тот огонь, который преображает наши мысли и поступки. Вот почему так важно воспитывать в детях устремление и любовь ко всему прекрасному: природе, искусству. В этом отношении полезны всякие пикники и прогулки, собирание разного рода коллекций, посещение всевозможных выставок.

Книги, повествующие о подвигах и героях, особенно насущны в наше время. (Разумеется, я имею в виду настоящие книги, а не столь распространенные сейчас комиксы о Человек-Пауке, Бэтмане и им подобным.) В связи с этими книгами легко можно углубить сознание ребенка и уберечь его от главного проклятия нашего времени: легкомысленного отношения к самым священным принципам и поверхностного мышления.

В учениках нужно вырабатывать твердость и постоянство. Не все темы, которые приходиться проходить в школе, интересны и увлекательны, но если они необходимы, нужно находить терпение, чтобы все-таки освоить их. Чего стоит даже устремление без постоянства, или постоянство без соизмеримости, или пламенность без равновесия, или сила воображения без чистоты?

Программа воспитания так широка, как и сама жизнь. Не исчерпать всех возможностей улучшения. Количество и спешность новых открытий во всех областях науки настолько прогрессирует, что школьному образованию, чтобы идти в ногу со временем приходиться вырабатывать новые методы во всей образовательной системе. Воспитание синтетического мышления становиться насущной необходимостью. Современная образовательная концепция гласит, что необходимо научить детей учиться. Я бы добавила, они должны ощутить, что знание есть путь к радости. И ведет их по этому пути учитель. Каким же он должен быть, чтобы ему поверили и за ним пошли?

Учитель должен проявлять высшую меру терпимости, бережности и доброжелательства. Пусть каждый ученик растет по мере способности своей. Нужно дать каждому сказать свое слово и найти терпение выслушать. Сколько сознаний - столько выражений. Каждый ученик индивидуален: кто хочет самое легкое, кто предпочитает самое трудное, кто-то не умеет говорить, а кто-то имеет мелкие слова и летит за ними. Кто-то ощутит самое важное, а некоторые пожелают пребывать около неудачи.  Можно бесконечно перечислять эти отличия. Но именно многообразие так ценно.  Вы бы хотели идти в класс, где все дети одинаковые: всегда выполняют домашние задания, сразу понимают новую тему, прилежные и послушные? Я нет. Учитель  похож на садовника, который  знает, как сочетать растения,- на то он и мастер сада.

 Хорошо бы взять за обычай утром, начиная день, спросить себя: «А что я принесу сегодня?

Оканчивая же день, спрашивать себя был ли мой труд во благо. Смогла ли я удержаться  не только от дурных поступков, но и мыслей. Можно ли учить других, если сам не чист? Поэтому самые жесткие требования нужно предъявлять к себе, а к окружающим максимум терпимости и милосердия. Мне очень нравятся слова одного христианского подвижника: « Если ты делаешь добро брату доброму, то для падшего сделай вдвое, ибо он немоществует». В каком-то смысле мы с вами подвижники тоже.

Учитель не должен довлеть над учеником. Он является со-участником образовательного процесса, оставляя за учениками независимость. Устанавливается связь в виде восьмерки. При этом как учитель, так и ученик находятся в центре своего собственного круга. Кроме того как всем известно, перевернутая восьмерка-символ бесконечности, а идея непрерывного развития, как раз и положена в основу современных реформ образовательного процесса.

Что бы я хотела сказать о себе? Хотела ли я стать учителем с детства? Нет. Я мечтала о космосе и путешествиях во времени. Но сейчас передо мной открылась другая Вселенная. Вселенная человеческой души. Я могу рассматривать ее, вглядываясь в лица моих учеников. А еще я могу сделать ее лучше. И да поможет мне в этом Бог!